Изменения в системе образования связаны с изменениями в мировом образовательном пространстве и требуют существенных преобразований, как в педагогической теории, так и в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Воспитатели первой группы раннего возраста №10 Макар Татьяна Михайловна и подготовительной к школе группы №12 Ламова Татьяна Владимировна создали и реализовали творческий, долгосрочный (с октября 2018г. по май 2019г.) проект «Ты мой друг, и я твой друг, самый лучший друг». Участники проекта: воспитатель Макар Т,М. и дети первой группы раннего возраста №10, воспитатель Ламова Т.В. и дети подготовительной группы №12. Цель: создание благоприятной доброжелательной атмосферы по взаимодействию детей разновозрастных групп.
Не секрет, что как в любой образовательной организации, наши группы комплектуются по возрастному принципу, поэтому у детей нет возможности для общения старших и малышей, а ведь такое межвозрастное и межличностное общение неоценимый вклад в нравственном и коммуникативном воспитании детей, особенно тех, у кого нет младших братьев и сестер. Дети раннего возраста мало привлечены к совместной образовательной деятельности, поэтому часто наблюдается страх, тревожность и частая смена настроений к приходу новых людей в группу, в смене обстановке. Исходя из этого, было выбрано направление социально-личностного развития через совместную деятельность детей разных возрастных групп.
На протяжении всего учебного года старшие дети приходили к малышам. Они вместе играли в группе и на прогулке, в игровой форме учили малышей правильно кушать, умываться, одеваться на прогулку, убирать игрушки и многому другому.
Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребенка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывает произвольность, снимает тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.
«Я» старший, «Я – тот, кто помогает маленьким и слабым, доставляет им радость, кто может защитить их» - именно так стали думать о себе старшие дошкольники к концу проекта, а у малышам стало веселее и дружнее жить в детском саду. |