Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире.
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств в первой группе раннего возраста №10 воспитатели Татьяна Михайловна и Светлана Валентиновна изготовили веселый поезд. Малыши под веселую песенку «Загудел паровоз» ставят ладошки на каждый из этих кусочков ткани (вагончик), они их трогают, поглаживают тем самым знакомятся с понятием "гладкий", "колючий", "мягкий" и т.д,, водят пальчиком по рельсам выполняя дыхательное упражнение «Ту-ту». Эта игра возбуждает всеобщий интерес, развивает чувства, пополняет и активизирует словарь ребенка. Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка. |