Ламова Татьяна Владимировна
воспитатель
первой квалификационной категории.
Моделирование как средство развития
связной речи и формирования
экологических знаний дошкольников.
(в рамках областного научно - практического семинара
«Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей и подростков»
МГГУ. 24-25 ноября 2011года)
В
наше время люди ежедневно сталкиваются с экологическими проблемами.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, не создавать
ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен владеть хотя
бы элементарными экологическими
знаниями. Людей с уже сложившимися взглядами трудно переубедить и
перевоспитать. Сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно
только с раннего детства.
Дошкольный возраст – это возраст образных
форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом
возрасте: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный
характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).
Процесс познания окружающего мира непрост
для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно
воспринимать непосредственно. Часто на
основе чувственного познания требуется
«построить» в сознании обобщенное
представление об объекте или
целом явлении природы.
Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение
детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях
существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. В речи детей много проблем:
·
Бедность речи.
Недостаточный словарный запас.
·
Бедная
диалогическая речь: неспособность
грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий
и развернутый ответ.
·
Неспособность
построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную
тему, пересказ текста своими словами.
·
Отсутствие
логического обоснования своих утверждений и
выводов.
·
Отсутствие
навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость
голоса и темп речи и т.д.
·
Плохая дикция.
Необходимо
научить детей связно, последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных
событиях из окружающей жизни. Увидев эффективность наглядного материала, схем я
использую в своей работе по обучению связной речи детей приемы моделирования и
формировании экологического воспитания дошкольников.
Моделирование основано на принципе
замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Использование
моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных
требований:
·
Модель вводится в
обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и
признаках объекта;
·
Модель должна
являться аналогом предмета или явления,
все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии
ребенка;
·
Модель должна
быть доступна детям в повседневной жизни;
·
Модель должна
быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;
·
Одновременно
можно использовать модели только одного вида.
В действии с натуральными объектами детям нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют
множество сторон, не относящихся к выполнению деятельности или отдельному
действию. Модель дает возможность создать образ
наиболее существенных сторон объекта.
Демонстрация моделей помогает более
успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей о природе. С
помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают
строение изучаемых объектов природы.
В своей работе с детьми использую
моделирование на занятиях, в совместной деятельности с детьми и самостоятельной
деятельности детей.
Метод моделирования можно с успехом
применять во всех разделах экологического воспитания.
1. Ознакомление с растениями.
Рассматривая
с детьми растения, обращала внимание из
каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводила
модели. Эти модели использовала при ознакомлении с новыми
растениями.
Также
использовала модели при способе ухода за растениями.
2. Ознакомление с животными.
Метод
моделирования можно использовать при классификации животных по характерным
признакам. Свойственным определенному классу животных.
Рассматривая
с детьми птиц во время прогулок, отмечали, что у нее есть клюв, две лапы,
оперенье. А затем закрепляя знания на моделях.
Рассматривая
рыб: чешуя, плавники, туловище. И рядом с объектом наблюдения можно
использовать модели.
Так
же проводится работа при ознакомлении детей с животными. Модели должны быть
доступны для деятельности каждого ребенка, поэтому я их выставляю в уголок
природы.
3.Ознакомление с природными явлениями.
Во
время прогулок, мы с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что
изменилось в природе. Знакомлю с характерными особенностями времен года. Свои
наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды,
идет снег, пасмурно.
4.Использую модели при беседах о временах
года. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, а
для детей старшего возраста желательно рисовать схемы в одном цвете. Составила
схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы служат
своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям
выстроить:
Строение
рассказа,
Последовательность
рассказа,
Лексико
– грамматическую наполняемость рассказа.
Применяю модельные схемы при заучивании
стихотворений о природе. Использование
моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов,
формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не
только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а
потом припоминают слова.
При
помощи модельных схем дети могут как отгадывать загадки – опираясь на опорную
схему, а также составлять загадки самостоятельно.
На основе модельных схем можно создать разнообразные
дидактические игры? чтобы закрепить строение растений. Можно провести игру «Что
сначала, что потом?»
Для закрепления знаний о животных и их характерных
особенностях можно провести игры «Кто, где живет», «Кто, чем питается?»; «На что похоже», «Найди по контуру»; «Кто во что одет»; «Времена года»; «Кто, где живет?», «Чей малыш?».
Используя в своей работе наглядное
моделирование, я учу детей добывать информацию, проводить исследование, делать
сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого
высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Применение
наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие речи –
уменьшает количество грамматических и лексических ошибок, улучшает параметры
связной речи, ведь одно из правил развития речи гласит: « Когда учишь,
записывай, рисуй схемы, черти графики».
|