Беленькова Елена Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории.
Развитие речи дошкольников как средство экологического
воспитания.
(в рамках областного научно – практического семинара «Актуальные
проблемы речевого и лингвистического развития детей и подростков» МГГУ. 24-25
ноября 2011года)
Речь
маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе
общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение
речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления
более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил,
что «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей
всех знаний». Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять внимание ее чистоте и правильности.
Дошкольный
возраст – сензитивный (чувствительный) период, а значит, он наиболее
благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения.
Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая
определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее
действенных средств и методов обучения.
Именно поэтому,
я в своей работе уделяю особое внимание развитию речи, ведь речь не является
врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с
развитием ребенка.
Одной из задач нашего ДОУ является интеграция
различных видов деятельности в работе по формированию экологической культуры.
Во время
проведения любых мероприятий учу детей беречь и приумножать мир растений.
Все полученные
знания закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай по описанию», «Что
изменилась?», «Что было сначала, что будет потом?» Задаю вопросы: каким было
растение до того, как на нем появились цветы; с чего началось растение; что
будет после цветов; будут ли на будущий год цветущие растения на участке; что
надо для этого сделать? В свободное время разговариваю с детьми на тему: «У
каких растений семена летают?» (одуванчик, мать-и-мачеха, чертополох и т.д.).
Практический опыт показывает, что детская душа
раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному
мышлению, наблюдательность, внимание,
речь, поэтому все занятия, игры,
упражнения стараюсь экологизировать, а так же оформляю дидактические игры на
закрепление представлений о всем живом
на земле «Дикие и домашние животные», «Где, что растет?», «Когда это бывает?»,
«Поваренок», «Пищевая цепочка» и т.д. Чтобы сформировать у детей целостное
представление об окружающем мире, уделяю большое внимание сведениям
исторического характера, подчеркивая взаимосвязь прошлого, настоящего и
будущего, а также изучению природы, населения. В результате ребенок приобретает
установки, которые существенно влияют на формирование его личности. Закрепляю знания, которые дети получают на
занятиях по развитию речи и по ознакомлению с миром природы с помощью
ежедневных наблюдений, игр, трудовой деятельности.
С помощью дидактических игр экологического содержания
закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в
умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.
Используемые мною приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные
беседы о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная
литература) оказывают серьезное влияние при составлении детьми сюжетных и
описательных рассказов. Для продуктивности своей работы, оформила картотеку с играми и упражнениями с
грамматическим содержанием:
q
на образование форм глаголов,
q
на соотношение названий животных и их
детенышей,
q
на формирование звуковой культуры речи.
В утренние и вечерние часы совместной деятельности
педагога и детей использую словесные дидактические игры «Доскажи словечко»,
«Сочини сказку», «Придумай рифму», в процессе которых дети активно приобретают
литературный опыт при создании собственных рассказов, сказок и загадок, а также
дидактическое пособие «Логокуб», с помощью которого провожу игры на
формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова
(«Определи первый звук в слове», «Найди свою картинку»), формирование связной
речи («Составление предложений», «Где что находится?»), познавательных
процессов («Разложи по местам», «Что лишнее?»), лексико-грамматического строя
речи («Назови одним словом», «Подбери по форме»). Использую в работе экологическое
пособие - многофункциональное панно
«Играем вместе», которое включает в себя ряд различных дидактических игр, как
на развитие разных сторон речи, так и закрепление знаний об окружающей
действительности.
В любом языке
существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик
слова. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных
частей речевого аппарата. В образовании звуков принимает участие весь речевой
аппарат, но самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата
являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и
окончательно формируют каждый звук речи. На занятиях и в индивидуальной работе
использую различные артикуляционные упражнения, такие как: «Качели», «Карасик»,
«Лошадка», «Часики», которые помогают в закреплении звуков. Наша группа принимала участие в федеральном
эксперименте по предшкольной подготовке. Идеи из конспектов занятий данного эксперимента
помогли превратить панно – дерево, уже созданное в нашей группе, в развивающий
речевой уголок. На этом панно, мы с детьми размещали детали одежды, сюжетные и
предметные картинки, позже стали помещать буквы на липучках, которые помогали ребятам
отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа, а также умения делить слова на
слоги.
В старшем
дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником
знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим
большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
Я знакомлю дошкольников с простыми приемами
запоминания, учу фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.
Считаю, что
одним из важнейших условий развития речи является развитие слуха, поэтому
применяю в своей работе такие
дидактические игры: «Где позвонили?», «Угадай, на чем играю?», «Чей голос?», «
Кто позвал мишку?» и т.д., а правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее
звучание голоса. Вдох и плавный выдох создают условия для непрерывного звучания
голоса, для перехода от громкой речи к тихой и наоборот, в результате этого
применяю игры на различение высоты голоса «Кто кричит?», «Теремок», «Колобок»,
а также использую игры на поддувание – дети строят из кирпичиков ворота, на
столе и играют шариком, задувая его в ворота соперника.
Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю
с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую
пальчиковые игры и упражнения, которые являются уникальным средством для
развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании
стихотворений использую разные методы и приемы: пальчиковый, настольный театр,
«театр игрушек» и фланелеграф, схемы с символами к новому стихотворению, так
как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память,
художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
Планировать работу с родителями помогает анкетирование.
Например, результаты анкеты показали, что
70% родителей не знают, что такое пальчиковые игры. В связи с этим
оформила папку, которая так и называется «Поиграем в пальчики» с занимательными
стихами и схемами, с помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми,
и провела собрание «Играем пальчиками». Многие родители на вопрос «Встречается
ли в речи ребенка нелитературная лексика?» ответили утвердительно, поэтому я
подготовила консультацию «Что делать, если ребенок ругается», большинство не знают
какие игры можно использовать для формирования разных сторон речи, для
устранения этой проблемы была организована выставка дидактических игр и
литературы по развитию речи.
Речевая среда для ребенка является миром общения и
мышления и главная роль в этом мире речевой культуры отдается взрослому. Именно
от него зависят не только речевые возможности ребенка, но и его внутренний мир,
отношение к окружающим, познавательные способности и представления о себе.
|