Воскресенье, 01.09.2024, 14:21

Приветствую Вас Гость | RSS

Воскресенье, 01.09.2024, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Информация
Сертификат
Сертификат

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи дошкольников как средство экологического воспитания.

Беленькова Елена Владимировна

                                                                              воспитатель первой квалификационной категории.

 

Развитие речи дошкольников как средство экологического воспитания.

(в рамках областного научно – практического семинара «Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей и подростков» МГГУ. 24-25 ноября 2011года)

 

 Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.  

Дошкольный возраст – сензитивный (чувствительный) период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

 Именно поэтому, я в своей работе уделяю особое внимание развитию речи, ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

 Одной из задач нашего ДОУ является интеграция различных видов деятельности в работе по формированию экологической культуры.  

Во время проведения любых мероприятий учу детей беречь и приумножать мир растений.  

Все полученные знания закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай по описанию», «Что изменилась?», «Что было сначала, что будет потом?» Задаю вопросы: каким было растение до того, как на нем появились цветы; с чего началось растение; что будет после цветов; будут ли на будущий год цветущие растения на участке; что надо для этого сделать? В свободное время разговариваю с детьми на тему: «У каких растений семена летают?» (одуванчик, мать-и-мачеха, чертополох и т.д.).

Практический опыт показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению,  наблюдательность, внимание, речь, поэтому   все занятия, игры, упражнения стараюсь экологизировать, а так же оформляю дидактические игры на закрепление представлений о всем  живом на земле «Дикие и домашние животные», «Где, что растет?», «Когда это бывает?», «Поваренок», «Пищевая цепочка» и т.д. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, уделяю большое внимание сведениям исторического характера, подчеркивая взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, а также изучению природы, населения. В результате ребенок приобретает установки, которые существенно влияют на формирование его личности.   Закрепляю знания, которые дети получают на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с миром природы с помощью ежедневных наблюдений, игр, трудовой деятельности.

С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Используемые мною приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная литература) оказывают серьезное влияние при составлении детьми сюжетных и описательных рассказов. Для продуктивности своей работы,   оформила картотеку с играми и упражнениями с грамматическим содержанием:

q       на образование форм глаголов,   

q       на соотношение названий животных и их детенышей,      

q       на формирование звуковой культуры речи.   

В утренние и вечерние часы совместной деятельности педагога и детей использую словесные дидактические игры «Доскажи словечко», «Сочини сказку», «Придумай рифму», в процессе которых дети активно приобретают литературный опыт при создании собственных рассказов, сказок и загадок, а также дидактическое пособие «Логокуб», с помощью которого провожу игры на формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова («Определи первый звук в слове», «Найди свою картинку»), формирование связной речи («Составление предложений», «Где что находится?»), познавательных процессов («Разложи по местам», «Что лишнее?»), лексико-грамматического строя речи («Назови одним словом», «Подбери по форме»). Использую в работе экологическое пособие -  многофункциональное панно «Играем вместе», которое включает в себя ряд различных дидактических игр, как на развитие разных сторон речи, так и закрепление знаний об окружающей действительности.

 В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат, но самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи. На занятиях и в индивидуальной работе использую различные артикуляционные упражнения, такие как: «Качели», «Карасик», «Лошадка», «Часики», которые помогают в закреплении звуков.  Наша группа принимала участие в федеральном эксперименте по предшкольной подготовке. Идеи из конспектов занятий данного эксперимента помогли превратить панно – дерево, уже созданное в нашей группе, в развивающий речевой уголок. На этом панно, мы с детьми размещали детали одежды, сюжетные и предметные картинки, позже стали помещать буквы на липучках, которые помогали ребятам отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа, а также умения делить слова на слоги.

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

 Я знакомлю дошкольников с простыми приемами запоминания, учу фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.  

 Считаю, что одним из важнейших условий развития речи является развитие слуха, поэтому применяю в своей работе  такие дидактические игры: «Где позвонили?», «Угадай, на чем играю?», «Чей голос?», « Кто позвал мишку?» и т.д., а правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Вдох и плавный выдох создают условия для непрерывного звучания голоса, для перехода от громкой речи к тихой и наоборот, в результате этого применяю игры на различение высоты голоса «Кто кричит?», «Теремок», «Колобок», а также использую игры на поддувание – дети строят из кирпичиков ворота, на столе и играют шариком, задувая его в ворота соперника.

Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую пальчиковые игры и упражнения, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений использую разные методы и приемы: пальчиковый, настольный театр, «театр игрушек» и фланелеграф, схемы с символами к новому стихотворению, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

Планировать работу с родителями помогает анкетирование. Например, результаты анкеты показали, что  70% родителей не знают, что такое пальчиковые игры. В связи с этим оформила папку, которая так и называется «Поиграем в пальчики» с занимательными стихами и схемами, с помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми, и провела собрание «Играем пальчиками». Многие родители на вопрос «Встречается ли в речи ребенка нелитературная лексика?» ответили утвердительно, поэтому я подготовила консультацию «Что делать, если ребенок ругается», большинство не знают какие игры можно использовать для формирования разных сторон речи, для устранения этой проблемы была организована выставка дидактических игр и литературы по развитию речи.

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления и главная роль в этом мире речевой культуры отдается взрослому. Именно от него зависят не только речевые возможности ребенка, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представления о себе.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ДОУ№7 (30.11.2011)
Просмотров: 4726 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Логотип
Логотип
Поиск
Вход на сайт
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Для чего Вам и Вашему ребенку нужен детский сад?
Всего ответов: 127
Федеральный портал
Полезные ссылки
Воскресенье, 01.09.2024, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS